18 ноября исполнилось 65 лет службе главного технолога Минского завода шестерен. Свой день рождения заводские технологи обрели недавно и совершенно случайно: разбирали архивные документы и наткнулись на точное свидетельство основания ОГТ. Теперь наряду с праздниками, которые на заводе традиционно считают своими — днем основания предприятия и Днем машиностроителя, — технологи получили еще один. Эта дата стала поводом поздравить их и встретиться с главным технологом предприятия Александром Бренько. Наш сегодняшний разговор — о том, с чего начинали технологи «шестеренок», каких успехов добились за годы своей работы, как выживали в непростые 90-е и над чем трудятся в данный момент.
— Александр Вениаминович, отдел появился в 1955-м, а уже в 1956-м был налажен выпуск крупносерийной продукции
— Основной нашей задачей на тот момент было производство зубчатых колес и шестерен для таких предприятий, как Минский, Харьковский, Онежский и Волгоградский тракторные, Днепровский завод «Южмаш», Минский и Рыбинский моторные заводы, МАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, Кременчугский автозавод. Общий годовой объем выпуска зубчатых колес и шестерен до 1990-го составлял порядка 10 миллионов штук.
Номенклатура выпускаемой продукции с полным циклом изготовления насчитывала около 100 позиций. Тогда на предприятии трудилось 4,5 тысячи человек (сегодня полторы тысячи), а в отделе главного технолога работали 98 специалистов (сейчас вдвое меньше). Главными задачами стали создание эффективного поточного производства, повышение качества выпускаемой продукции, внедрение передовых технологических процессов, снижение издержек производства.
— Знаю, что именно на ГП «Минсктракторозапчасть» впервые в Советском Союзе было внедрено зуборезное оборудование для изготовления конических зубчатых колес с прямыми зубьями…
— …и работало оно по принципу кругового протягивания методом копирования.
В 1965 году впервые на станках модели 5230 был внедрен процесс фрезерования по методу обкатки дисковыми фрезами с вставными резцами. Это существенно повысило качество продукции и снизило затраты на инструмент.
На базе ОГТ была создана зуборезная лаборатория. Ее специалисты внедряли прогрессивные методы зубообработки. Работа отдела была тесно связана с Минским проектно-конструкторским технологическим институтом (МПКТИ). Совместно мы разрабатывали, испытывали, а затем апробировали передовые технологии и методы обработки зубчатых колес и валов-шестерен. Так, был внедрен техпроцесс горячей штамповки с черновым зубом заготовок конического сателлита дифференциала для автомобиля МАЗ-200. Активно велись работы по горячей накатке зубьев ведомого колеса главной пары автомобиля ГАЗ-51. Широко разрабатывались и внедрялись в производство червячные сборные двух- и трехзаходные фрезы с вставными рейками и многое другое.
— Как предприятие строило работу в 90-е годы?
— С распадом СССР ситуация на заводе резко изменилась. Было остановлено производство по всем конвейерным поточным линиям, кроме участков, которые изготавливали детали для тракторного и моторного заводов. Объем выпускаемой продукции существенно уменьшился, образовался излишек трудовых кадров и производственных площадей. Такие же проблемы испытывали и другие профильные специализированные заводы. Кроме нашего предприятия, в Союзе были подобные Орловский завод шестерен, ПО «Киевтрактородеталь» имени Лепсе и завод имени Борцов революции в Новосибирске. Пережить «лихие 90-е» смог только наш завод.
Во время одного из первых визитов на МЗШ генерального директора «МТЗ-ХОЛДИНГА» Виталия Вовка мы обсуждали с ним эту ситуацию. Ответ на вопрос, что же позволило заводу шестерен выстоять, был очевиден для всех – помощь Минского тракторного, который не только не свернул производство, но и помог заказами как по уже освоенной линейке тракторов, так и по находящейся в разработке технике. Отмечу, что поддержка МТЗ всегда была ощутимой. Позже, когда на тракторном высвобождались площади первого и пятого механических цехов для перспективного производства, руководство МТЗ передало заводу шестерен поточные линии с технологиями и оборудованием. Начали создаваться собственные участки по выпуску шестерен и колес для тракторов серий 1200, 1500, 2000, 2500, 3000.
Вместе с восстановлением предприятия взрослел и коллектив отдела главного технолога. Как раз в то время он существенно усилился ведущими зуборезами-теоретиками, которые пришли к нам на работу из МПКТИ.
— В 90-е годы завод шестерен пробовал также осваивать рынки дальнего зарубежья.
— Да, и во многом это стало возможным благодаря нашим коллегам, пришедшим из МКПТИ, которые понимали, чего хочет зарубежный партнер. Мы тогда смогли продемонстрировать нашу продукцию на одной из передовых европейских выставках в Ганновере и заинтересовать потенциальных заказчиков. Были получены заявки, и мы приступили к освоению деталей по европейским и американским стандартам DIN и AGMA. С 1994 года по нынешний день мы выпустили детали более пяти тысяч наименований для компаний в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также предприятий машиностроительного комплекса Беларуси. Среди наших потребителей была немецкая компания Zinser по производству текстильных машин, французское сельскохозяйственное предприятие MACON и другие.
— Анализируя деятельность предприятия, что вы считаете самыми серьезными достижениями его технологов?
— Первыми в истории суверенной Беларуси мы внедрили процесс обкатного зубошлифования червячными кругами на станках швейцарской фирмы Reishauer с мониторингом качества на зубоизмерительном оборудовании Klingelnberg. Первыми стали практиковать сверхтвердое точение закаленных деталей после химико-термической обработки с твердостью от 55 HRC и выше. В начале 2000-х первыми провели сравнительные испытания по стойкости сложнорежущего инструмента и штамповой оснастки с нанокомпозитным покрытием по технологии PLATIT. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с физико-техническим институтом и объединенным институтом машиностроения Академии наук Беларуси. Мы также освоили выпуск широкой гаммы зубчатых колес с прямыми и спиральными зубьями, существенно увеличив станочный парк, в том числе за счет немецкого оборудования MODUL. На заводе широко используется процесс зубошевингования цилиндрических зубчатых колес специальными шеверами с высотной модификацией. Это позволяет локализовать пятно контакта на зубчатых колесах, снизить уровень шума во время работы.
Мы наладили тесное сотрудничество с отечественными станкостроительными предприятиями «ВИСТАН» и «ВИЗАС», которые выпускают зуборезное, заточное и зубошлифовальное оборудование для производства зубчатых колес и станкорежущего инструмента.
— Какие задачи ставит перед собой предприятие сегодня?
— Самое важное сегодня — модернизация действующего механообрабатыващего производства, план которой представлен в программе техперевооружения на 2020—2030 годы. Генеральный директор холдинга поставил перед нами задачу сформировать производство зубчатых колес по 5-му, 6-му квалитету, над которой мы будем упорно работать.
Также для нас важно широко внедрить систему качества СТБ 16949. Это позволит визуализировать производство и укрепить дисциплину. Приоритетным направлением мы считаем работу над инновационными заказами, поиск новых заказчиков.
Я уверен, что для сотрудников нашего отдела все эти вопросы решаемы. В ОГТ сегодня восемь бюро, в которых работают 48 сотрудников. Рядом с опытными специалистами подрастает молодое поколение грамотных инженеров-технологов, которые активно участвуют в республиканских олимпиадах профессионального мастерства и показывают достойные результаты. На протяжении последних трех лет на ежегодных профессиональных форумах среди молодых инженеров-технологов и инженеров-конструкторов промышленных предприятий они занимают призовые места. Так, в минувшем году наш инженер-технолог Игорь Толкачев стал победителем республиканской олимпиады.
— Над чем технологи завода работают сейчас?
— Сейчас у нас около 300—400 заявок-чертежей от полутора десятков компаний. Много обращений к нам по поводу изготовления очень точных работ. Не за все мы беремся по объективным причинам, но работы сегодня хватает. Самая большая заявка — от партнеров с Ростсельмаша. До января мы должны изготовить для них продукцию 25 наименований на общую сумму порядка 400 тысяч долларов. Есть объемная заявка от ПАО «Промтрактор», часть работ по ней мы даже смогли отдать нашим коллегам в Лепеле, что немаловажно.
Что касается технологий, то мы изучаем возможность внедрения скайвинга. Это технология зуботочения внутренних зубчатых зацеплений — альтернатива привычному протягиванию и зубодолблению.
— На протяжении многих лет работу в отделе главного технолога вели разные специалисты. Кому из них вы хотели б сказать слова особой признательности?
— В первую очередь нужно вспомнить главного технолога, а позже главного инженера завода Валерия Диева, создавшего школу и воспитавшего целую плеяду толковых специалистов. В свое время пришел к нам из МПКТИ Антон Янукевич. Антону Петровичу — 82, и он по-прежнему в команде, а его опыт ведущего инженера-технолога, который сейчас занимается теорией зубообработки, просто неоценим. Много деталей было освоено благодаря таланту Василия Шабельцева. Огромный вклад в развитие зуборезного дела внесла Ирина Николаенкова. В разработке технической документации велика заслуга технолога Валентина Вараксы.
Сегодня ставка на предприятии делается на молодежь. И это абсолютно верно.
Как видите, нашим молодым специалистам есть у кого поучиться. Я бы хотел поблагодарить каждого специалиста, кто когда-то у нас работал или трудится сегодня, от кого зависит общий результат. Мне бы хотелось, чтобы технологи, которые пришли и еще придут в отдел, любили свою специальность, чтобы она приносила радость.
Желаю всем профессионального роста и продвижения, достойной оплаты труда, воли, характера в достижении поставленных целей, крепкого здоровья и всего самого доброго! Заводу нашему — успешной работы и развития.
Среди основных заказчиков продукции МЗШ – ОАО «МТЗ», ОАО «Амкодор», Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов, Мозырский машиностроительный завод, ОАО «Бобруйскагромаш», ООО «БМЕ-Дизель» (г. Смолевичи), ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону), ПАО «Промтрактор» (г. Чебоксары) и другие. Доля продукции, которую завод изготавливает для Минского тракторного завода, достигает 70 процентов.
Александр Вениаминович БРЕНЬКО,
главный технолог ОАО «Минский завод шестерен».
Минский завод шестерен и Александра Бренько связывают 35 лет трудового стажа. Почти сразу после окончания Гомельского политехнического института, в 1986 году, он пришел на МЗШ мастером 2-го механического цеха. Так на заводе и остался. Сначала стал инженером-технологом по подготовке производства отдела главного технолога, после – заместителем главного технолога по подготовке производства. В 2008 году Александра Бренько назначили главным технологом – четырнадцатым по счету. И он уже руководит отделом дольше всех своих предшественников.
Датой основания ОАО «МЗШ» принято считать 25 апреля 1952 года, когда было подписано постановление Совета Министров СССР о строительстве Минского завода запасных частей. В апреле 1970-го он стал Минским заводом шестерен, а в сентябре 1981-го вошел в состав производственного объединения по шестерням и стал головным предприятием ПО «Минсктракторозапчасть» с филиалами — Лепельским опытно-экспериментальным и Смолевичским заводами шестерен.
В декабре 1994 года предприятие вновь стало именоваться Минским заводом шестерен, еще через четыре года получило статус государственного. В апреле 2004-го производственное республиканское унитарное предприятие «Минский завод шестерен» введено в состав ПО «МТЗ». Открытым акционерным обществом МЗШ стал в декабре 2013 года.
Сегодня Минский завод шестерен — лидер в Беларуси по выпуску конических зубчатых колес с прямыми и спиральными зубьями. Это предприятие полного технологического цикла, располагающее возможностями как массового, крупносерийного, так и единичного производства. Завод занимает площадь в 17000 квадратных метров, изготавливает продукцию около 500 наименований.